Кластер Блокбастер

Фото. Граф

БС АРТ ДЕВ ведет работы по реставрации фотопавильона на чердаке Дома Брюллова, где скоро откроется креативный кластер Брюллофт.
Фотопавильон спроектирован по заказу зятя Александра Павловича, графа Павла Сюзора. Он поселился в особняке с дочерью Брюллова Софьей в конце 1870-х.
Интерес к диковинной светописи в середине XIX в. перекроил петербургские крыши. Фотопавильоны, как правило, устраивали на чердаках: вскрыв крыши, создавали световые фонари, — рассказывает историк фотографии Александр Китаев в своей группе «Русское фотоведение». По его мнению, первый в городе павильон на чердаке появился в Доме Пеля.

Петербургская газета «Северная пчела» 2 апреля 1843 года писала:
Было бы упущением… если бы газета наша не упомянула о мастерской, устроенной в недавнее время для снятия светописных портретов. Мастерская эта находится на Литейной, близ угла Бассейной улицы, в новом доме архитектора Пеля, который искусно приложил своё здание к расположению мастерской и в особенности в устройстве стеклянного павильона, в коем с помощью света являются на серебряных дощечках волшебные изображения. Как не назвать волшебством изобретения, за которое лет полтораста назад сожгли бы учёного оптика?
Прогуливаясь по Невскому проспекту в конце XIX века, вы могли бы насчитать более десятка фотоателье. В 1897 году в России существовало 1361 фотографическое заведение.
По словам Анны Беловой, куратора Музея истории фотографии, чтобы обеспечить должный доступ света в павильонах стеклянным был не только потолок, но и стена с ориентиром на север. Так внутрь не могли проникать солнечные лучи, образующие в рисунке только свет и полную тень без полутонов. Стёкла выбирали прозрачные или с синеватым отливом, жёлтые и бутылочно-зеленые не подходили, поскольку задерживали сильнодействующие актиничные световые лучи.
Внимание уделялось не только углу наклона ската стеклянной крыши — от него зависели и сход снега или дождевой воды, и возможность регулировать верхний свет шторами, но и толщине ребра брусков деревянных рам. Для отопления павильона в зимнее время использовали печи, которые устанавливали в углах у дальней стены. В жаркое время павильон охлаждали вентиляционными приборами, стеклянную крышу также поливали водой.
Павильон окрашивали матовой серой краской, в тон красили специально изготовленную мебель, чтобы на отпечатках она получалась без бликов, не очень светлой, но и не вполне чёрной. Для распределения света фотограф использовал белые прозрачные муслиновые или коленкоровые шторы, а также тёмные из синей материи цвета индиго. Крепились они таким образом, чтобы фотограф мог двигать шторы палкой, не отходя от аппарата и постоянно следить за эффектами освещения.
Величина павильона зависела от его назначения. Для портретов и небольших групп размер мог быть 7 на 3 м и более при высоте стеклянной стены — 2,5 м. При таком невысоком павильоне было легко управлять освещением и распределять свет и тень. Для портретов использовались длиннофокусные объективы от 300 до 450 мм, а значит между моделями и камерой должно было быть достаточно места.

Иллюстрации

Проект фотопавильона в Доме Брюллова — разрез здания со стороны Кадетской линии (для большей четкости оригинал от 1880 г отретуширован)

Копирование при дневном свете

Анна Белова в экспозиции Музея истории фотографии

Невский пр., 10, 1880-е

Лампа М. Либерта

Ретушивальный станок, конец XIX в.

Увеличительная камера Брауни Кодак, 1910-е (станок и камера из коллекции МИФ)

Шарж, 1858 г.

Увеличение фотографии, 1895 г.

Подписывайтесь и ныряйте в наш канал! Здесь много о креативных пространствах Петербурга.
2025-04-29 15:34