БС АРТ ДЕВ ведет работы по реставрации фотопавильона на чердаке Дома Брюллова, где скоро откроется креативный кластер Брюллофт.
Фотопавильон спроектирован по заказу зятя Александра Павловича, графа Павла Сюзора. Он поселился в особняке с дочерью Брюллова Софьей в конце 1870-х.

Интерес к диковинной светописи в середине XIX в. перекроил петербургские крыши. Фотопавильоны, как правило, устраивали на чердаках: вскрыв крыши, создавали световые фонари, — рассказывает историк фотографии Александр Китаев в своей группе «Русское фотоведение». По его мнению, первый в городе павильон на чердаке появился в Доме Пеля.
Петербургская газета «Северная пчела» 2 апреля 1843 года писала:
Петербургская газета «Северная пчела» 2 апреля 1843 года писала:
Было бы упущением… если бы газета наша не упомянула о мастерской, устроенной в недавнее время для снятия светописных портретов. Мастерская эта находится на Литейной, близ угла Бассейной улицы, в новом доме архитектора Пеля, который искусно приложил своё здание к расположению мастерской и в особенности в устройстве стеклянного павильона, в коем с помощью света являются на серебряных дощечках волшебные изображения. Как не назвать волшебством изобретения, за которое лет полтораста назад сожгли бы учёного оптика?

Прогуливаясь по Невскому проспекту в конце XIX века, вы могли бы насчитать более десятка фотоателье. В 1897 году в России существовало 1361 фотографическое заведение.
По словам Анны Беловой, куратора Музея истории фотографии, чтобы обеспечить должный доступ света в павильонах стеклянным был не только потолок, но и стена с ориентиром на север. Так внутрь не могли проникать солнечные лучи, образующие в рисунке только свет и полную тень без полутонов. Стёкла выбирали прозрачные или с синеватым отливом, жёлтые и бутылочно-зеленые не подходили, поскольку задерживали сильнодействующие актиничные световые лучи.

Внимание уделялось не только углу наклона ската стеклянной крыши — от него зависели и сход снега или дождевой воды, и возможность регулировать верхний свет шторами, но и толщине ребра брусков деревянных рам. Для отопления павильона в зимнее время использовали печи, которые устанавливали в углах у дальней стены. В жаркое время павильон охлаждали вентиляционными приборами, стеклянную крышу также поливали водой.

Павильон окрашивали матовой серой краской, в тон красили специально изготовленную мебель, чтобы на отпечатках она получалась без бликов, не очень светлой, но и не вполне чёрной. Для распределения света фотограф использовал белые прозрачные муслиновые или коленкоровые шторы, а также тёмные из синей материи цвета индиго. Крепились они таким образом, чтобы фотограф мог двигать шторы палкой, не отходя от аппарата и постоянно следить за эффектами освещения.

Величина павильона зависела от его назначения. Для портретов и небольших групп размер мог быть 7 на 3 м и более при высоте стеклянной стены — 2,5 м. При таком невысоком павильоне было легко управлять освещением и распределять свет и тень. Для портретов использовались длиннофокусные объективы от 300 до 450 мм, а значит между моделями и камерой должно было быть достаточно места.
Иллюстрации
Проект фотопавильона в Доме Брюллова — разрез здания со стороны Кадетской линии (для большей четкости оригинал от 1880 г отретуширован)
Копирование при дневном свете
Анна Белова в экспозиции Музея истории фотографии
Невский пр., 10, 1880-е
Лампа М. Либерта
Ретушивальный станок, конец XIX в.
Увеличительная камера Брауни Кодак, 1910-е (станок и камера из коллекции МИФ)
Шарж, 1858 г.
Увеличение фотографии, 1895 г.
Подписывайтесь и ныряйте в наш канал! Здесь много о креативных пространствах Петербурга.
Иллюстрации
Проект фотопавильона в Доме Брюллова — разрез здания со стороны Кадетской линии (для большей четкости оригинал от 1880 г отретуширован)
Копирование при дневном свете
Анна Белова в экспозиции Музея истории фотографии
Невский пр., 10, 1880-е
Лампа М. Либерта
Ретушивальный станок, конец XIX в.
Увеличительная камера Брауни Кодак, 1910-е (станок и камера из коллекции МИФ)
Шарж, 1858 г.
Увеличение фотографии, 1895 г.
Подписывайтесь и ныряйте в наш канал! Здесь много о креативных пространствах Петербурга.